В 2014-2015 учебном
году будет проводиться итоговое сочинение (изложение) в соответствии с Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего общего образования» № 923 от 5 августа 2014 г.
Сочинение позволит проверить широту
кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно
выбранные произведения отечественной и мировой литературы. Итоговое изложение вместо сочинения
вправе писать только обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или
дети-инвалиды и инвалиды.
Для выпускников 2015 года написание
итогового сочинения (изложения) является обязательным этапом завершения
среднего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой
аттестации. Результатом итогового сочинения или изложения будет «зачет» или
«незачет». К сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного
выпускного экзамена (ГВЭ) будут допускаться только выпускники, получившие
«зачет».
По желанию итоговое сочинение
(изложение) могут писать и выпускники прошлых лет, чтобы представить его
результаты в вузы.
Темы сочинений разрабатываются в
закрытом режиме, но в рамках открытых тематических направлений,
сформулированных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных
классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского
общественного фонда Александра Солженицына. Направления тем сочинения были
опубликованы 29 августа 2014 года на официальном сайте Минобрнауки России.
Экзаменационный комплект будет включать
5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме на каждое общее
тематическое направление).
Важно отметить литературоцентричность
итогового сочинения, обусловленную традициями российской школы, в которой
чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора
на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто
ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне
аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой
произведений, системой действующих лиц и т.д.
Писать итоговое сочинение (изложение)
выпускники будут в первую среду декабря 2014 года в своих школах по темам
(текстам), сформированным Рособрнадзором по часовым поясам. В феврале и
апреле-мае 2015 года будет предоставлена возможность повторно написать
сочинение (изложение), если по уважительной причине выпускник не смог написать
сочинение в основной срок или получил «незачет».
1 октября 2014 года на сайтах
Минобрнауки России и Рособрнадзора размещены Критерии оценивания итогового
сочинения для школ.
Они утверждены Рособрнадзором после
одобрения Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных
классах.
Критерии прошли все необходимые этапы
разработки, экспертизы и обсуждения. Была проведена их апробация в ряде
субъектов Российской Федерации. 30 сентября завершилось
общественно-профессиональное обсуждение проекта критериев, размещенного на
сайте ФГБНУ «ФИПИ». Полученные замечания и предложения были рассмотрены на
совещании при руководителе Рособрнадзора Сергее Кравцове с участием
представителей Минобрнауки России, ФГБНУ «ФИПИ», ФГБУ «ФЦТ», министров
образования Тверской и Калужской областей, специалистов ведущих вузов (МГУ им.
М.В. Ломоносова, Высшей школы экономики, РУДН), членов Совета, разработчиков
критериев.
Утвержденные критерии позволят оценить
сочинение по пяти параметрам:
Соответствие теме;
Аргументация. Привлечение литературного
материала;
Композиция и логика рассуждения;
Качество письменной речи;
Грамотность.
Время написания сочинения – 3 часа 55
минут.
Выпускнику разрешается пользоваться
орфографическим словарём.
Для получения «зачета» необходимо иметь
положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в
обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем итогового
сочинения (не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно (сочинение не
должно быть списано из какого-либо источника).
«Сочинение на литературном материале,
которое будут писать выпускники уже в декабре этого года, – важный шаг на пути
к возрождению отечественного гуманитарного школьного образования, без которого
не мыслится жизнеспособность нашего общества,– подчеркнула Наталия Солженицына.
– В сочинении должны проявиться не только итоги обучения в школе, но и
личностная зрелость выпускника, способного рассуждать на жизненно важные темы с
опорой на самостоятельно выбранные литературные произведения».
Профессор Сергей Зинин один из
разработчиков критериев оценки сочинения, так прокомментировал суть решаемой
задачи: «Сочинение, взявшее на себя функцию допуска к итоговой государственной
аттестации, является формой«предъявления» себя, своих образовательных
достижений обществу. Разработка методического обеспечения итогового сочинения
ведется таким образом, чтобы избежать его «оказёнивания»: критерии его
оценивания, как и сами формулировки тем, не будут препятствовать возможности
личностного самовыражения выпускника, свободному письменному высказыванию на
выбранную им тему».
Комментариев нет:
Отправить комментарий